Санкт-Петербург: свет, страсть и креативный север России
09 Декабря 2015

Санкт-Петербург: свет, страсть и креативный север России

Отправляться в октябре в северные широты — это всегда приключение, предполагающее прикосновение к тайне, туману, холодному утру, длинным ночам, а также к удивительному свету, его неповторимой ясности и прозрачности.

Все это можно почувствовать, посетив г. Санкт-Петербург, расположенный в дельте Невы у Финского залива Балтийского моря. Этот город-музей с цветными фасадами и богатым орнаментом, отражающимися в сплетении каналов и синих водах Невы, соответствует своей репутации, которая и сегодня привлекает многих путешественников. Меня в первую очередь, поскольку я мечтал сюда приехать с 1969 г., когда совершал путешествие к Северному полюсу через Скандинавию, но, к сожалению, не смог посетить Санкт-Петербург из-за слишком строгих советских формальностей того времени.

St: Petersburg by night.Фотография Roger Narboni 

Поэтому я не смог не принять приглашения выступить на международной научно-практической конференции «Световой дизайн — 2015», темой которой являлась «Световая культура». Мероприятие организовано динамично и с блеском: молодым профессионалом Натальей Быстрянцевой, руководителем Высшей школы светового дизайна Университета ИТМО и творческого объединения светодизайнеров RULD, при содействии Елены Лекус, искусствоведа и культуролога, доцента Университета ИТМО.

St: Petersburg by night.Фотография Roger Narboni 

Этот университет является одним из пяти ведущих вузов России. В нем обучаются более 13 000 студентов. Общепризнанно, что он является наиболее престижным учебным заведением в области информационных технологий и фотоники. Три года назад университет решил с некоторой долей оригинальности создать магистерскую программу по световому дизайну (предполагающую двухгодичный курс обучения и научных исследований), аспирантскую программу, программу профессиональной подготовки, а также международную лабораторию, занимающуюся исследованием городского и архитектурного освещения.

St. Petersburg by night. Фотография Roger Narboni 

 

Эта первая международная научно-практическая конференция о световой культуре, проходящая совместно с только что созданным и еще совсем юным фестивалем света, организованным студентами-магистрантами в большом парке в центре города, предоставила возможность:

  • познакомиться с российскими и зарубежными светодизайнерами;
  • с преподавателями других университетов;
  • ознакомиться с магистерскими программами в Санкт-Петербурге;
  • ознакомиться с результатами первых студенческих исследований и разработок;
  • продемонстрировать жизнелюбие, страсть и любопытство молодых людей в России, проявляющих неподдельный интерес к вопросам светового дизайна и к многочисленным возможностям, которые открывают перед ними город и архитектура.

St: Petersburg by night.Фотография Roger Narboni 

Несмотря на то, что выступления были неравнозначными по уровню, оказались очень интересными. Они дали мне возможность понять, каково состояние и каков образ современного ночного Санкт-Петербурга, в котором вместе с пригородами насчитывается около:

  • 9 млн жителей
  • 230 000 световых точек
  • 427 объектов иллюминации
  • 103 GWh энергопотребления в целом за год в 2014 г., что меньше на 19%, чем было в 2009 г.

St: Petersburg by night.Фотография Roger Narboni 

Я также увидел страсть молодых российских студентов, обучающихся световому дизайну, и их интерес к световому загрязнению, колориметрии, потенциалу светодиодов и развитию кинетического движения.

St: Petersburg by night.Фотография Roger Narboni 

Участие в этом первом фестивале света позволило мне в условиях ледяного холода познакомиться с небольшими световыми произведениями, несколько кустарными, но очень оригинальными и интерактивными, которые восхищали российских молодых людей, к сожалению, столь же зацикленных на «селфи», как и вся молодежь нашей планеты.

St: Petersburg by night.Фотография Roger Narboni 

Наконец, знакомство с ночным Санкт-Петербургом позволило мне констатировать академический и классический характер освещения города, где логично, системно и очень заметно размещены сотни прожекторов, излучающих снизу вверх белый свет. Иногда он оттеняется зеленым или розовым цветом старых йодо-металлических ламп на лепных фасадах исторических зданий. В этом видится влияние столь разрекламированного в СМИ лионского света в его крайнем проявлении, который, к сожалению, расплодился в слишком большом количестве городов исторического значения. 

Источник

← Назад